Благодаря любезности Альфа-банка я снова попал на третий по счету джазовый фестиваль во Львове , устроенный уроженцем этого барочного города российским бизнесменом Михаилом Фридманом. См. мои отчеты о предыдущих фестивалях за 2011-й и 2012  годы.

Джазовые концерты зарубежных музыкантов в Минске часто анонсируются как «звездные», хотя поиском в интернете можно найти лишь ссылки с упоминанием этих «звезд» в связи с концертами в российской глубинке. Америка и мир таких музыкантов не знают. Понятие «звездности» в Беларуси девальвировалось благодаря бездарному маркетингу, поэтому знатоки джаза давно перестали обращать внимание на кричащие минские афиши с неизвестными музыкантами и билетами по «звездным» ценам.

Львовский фестиваль изначально делается без обмана. Как и в предыдущие годы, музыканты и группы действительно звездные: достаточно взглянуть на программу фестиваля http://ru.alfajazzfest.com/index.php/programma-2013.html. В этом году фестиваль продлился не три, а целых четыре дня.

На главной сцене имени Эдди Рознера (судьба которого, кстати, связана как с Минском, так и со Львовом) выступали следующие музыканты, обладающие мировой известностью:

Я, как обычно, напишу подробнее лишь о тех, кто мне понравился или, наоборот, не понравился.

Слушая некоторых участников фестиваля, я думал о том, что обычно джазмены всю жизнь придерживаются какого-то одного стиля, бывшего популярным в их молодости, и в случаях творческого долголетия нередко превращаются в живой «нафталин». Именно это, на мой взгляд, произошло с другим звездным участником фестиваля АльфаДжазФест великим контрабасистом Чарли Хейденом, музыка которого так и осталась в 50-х. Он безусловно от этого хуже не стал и даже в свои 75 лет сохранил отличную музыкальную форму, что вызывает восхищение. Во время концерта он сам иронически прокомментировал: «Представляете, я эту пьесу играл в 1957 году. В пятьдесят седьмом!!!» — что вызвало бурные аплодисменты и овацию.

Высшую награду львовского фестиваля – премию Эдди Рознера – ему вручили абсолютно заслуженно. Однако с 50-х годов мода сменилась несколько раз, и сегодня репертуар Хейдена выглядит анахронизмом, почти как поездка на конном экипаже: один раз проехаться приятно, но не более того. Впрочем, многие люди собирают коллекции значков или марок. Аналогично есть любители джазового «нафталина», для которых этот музыкант остается одним из кумиров.

 

Чарли Хейден

Чарли Хейден

 

Примерно то же можно сказать еще об одном «звездном» участнике фестиваля АльфаДжазФест-2013 – Эл ди Меоле, который, на мой взгляд, пожизненно спекулирует на былом успехе знаменитого живого концерта трех гитаристов из 70-х «В пятницу вечером в Сан-Франциско», наложившего отпечаток на целую джазовую эпоху. К моему огорчению, сегодня ди Меола исполняет очень среднюю музыку, а для того чтобы это было не слишком заметно, играет ее вместе то с симфоническим оркестром (в Минске он выступал с оркестром Финберга), то делает обработки чужой музыки. Так, во Львове Эл ди Меола со своей группой исполнял обработки песен Beatles в стиле латино. Интересно, зачем обрабатывать песни «Битлов»? Естественно, моя критическая оценка – это мое субъективное мнение, как и все написанное мной.

 

Эл ди Меола

Эл ди Меола

А теперь – о приятном.

 

Авишай Коэн

Этот музыкант открыл фестиваль. За свою карьеру он играл у Чика Кориа в группе Origin, а также выступал с Бобби Макферрином, Херби Хэнкоком, Роем Харгрувом и другими. В 21 год переехал из Израиля в Нью-Йорк, в 27 лет попал в ансамбль Чика Кориа, а в 33 года ушел оттуда и основал свою группу, исполняющую собственную музыку.

 

Авишай Коэн

Авишай Коэн

Главная отличительная черта этого блистательного музыканта – разноплановость. Он умудряется играть в нескольких разных жанрах одновременно! Огромная редкость. Так, он играет со звездами импровизационной музыки, звездами направления, ритм-энд-блюз, сочиняет и поет свои собственные душевные проникновенные лирические песни, а также импровизирует на бас-гитаре и контрабасе – и в ансамбле, и соло. Играет и сочиняет на фортепиано.

 

Авишай, погруженный в музыку

Авишай, погруженный в музыку

Во Львов он приехал в сопровождении небольшой камерной оркестровой группы. Композиции Коэна оригинальны и основаны на фанке, латиноамериканских ритмах и даже на хип-хопе. В частности, прозвучала даже обработка двух ливанских песен! Ей почему-то аплодировали сильнее всего. Неожиданно, что все песни исполнялись на иврите.

На мой взгляд, Авишай фантастически талантлив, и пик его популярности еще впереди.

 

Бобби Макферрин

Этот выдающийся музыкант считался суперхитом фестиваля, и ему было  выделено лучшее время – второе отделение субботнего концерта. Знаменит он не только суперхитом «Don’t worry, be happy», но прежде всего выдающимся музыкальным талантом и опять-таки разноплановостью. Он получил классическое музыкальное образование, пианист, композитор, дирижер, обладает диапазоном в четыре октавы и своим фантастическим голосом способен имитировать любые музыкальные инструменты и шумы. Своими импровизациями и непосредственностью, граничащей с дерзкой клоунадой, он способен зажечь энергией любой зал.

 

Бобби Макферрин

Бобби Макферрин

Он может провести целый концерт в одиночку в любом жанре, и это всегда безумно интересно. Вот  потрясающий ролик с «Аве Марией» Баха, набравший 7,2 млн просмотров, где ему подпевает целый зал. Если понравилось – посмотрите и пародийного Моцарта, плавно переходящего в «самбу на одной ноте» Жобима, а также «Come together» Beatles. Джаз у него получается не хуже – вот «Осенние листья» Косма под аккомпанемент Чика Кориа.

Каждый музыкант эволюционирует, причем не всегда в ожидаемую сторону. Во Львове Макферрин пел блюзы и делал с публикой примерно вот что. Только я не понял, зачем он во время исполнения одной из песен прогулялся по спинкам зрительских кресел до десятого ряда и обратно – я всегда считал, что это удел тех музыкантов, кому нечего спеть или сыграть. Возможно, музыкант решил, что для собравшейся аудитории это правильный формат общения. Потому что многие зрители вели себя довольно бескультурно: на полчаса опаздывали на каждый концерт и захлопывали музыку, мешая слушать. Многие слушатели проводили целые концерты в буфетах, что неудивительно, учитывая, что многие участники концерта были приглашенными сотрудниками банка и бизнесменами, искренне решившими приобщиться к культуре, но не выдержавшими джаз в таких убийственных дозах.

 

Бобби Макферрин шагает по головам

Бобби Макферрин шагает по головам

Публика, разумеется, неистовствовала, а также подпевала в указанных музыкантом местах. В какой-то момент исполняющий очередной блюз Бобби, выдав залу второй микрофон, предложил зрителям подпеть ему. Выстроилась очередь, и, что поразительно, почти все подпевали талантливо!

По итогу я очень доволен фестивалем. В Беларуси мероприятий мирового масштаба (не только музыкальных) нет, и не видно, какие силы могут их создать в обозримом будущем. Впрочем, тут дело не в стране, а в конкретных людях и их инициативах. Ведь в России и Украине музыкальных событий мирового масштаба тоже нет (разве что конкурс имени Чайковского в Москве).

И вот Михаил Фридман в один прекрасный  день решил, что должен сделать для культурных людей что-то хорошее – и  создал джазовый фестиваль. Причем подарил его не Москве, в которой он живет с 17 лет и где расположен руководимый им «Альфа-банк», а Львову, в котором он родился и вырос. Он слушал все концерты фестиваля, сидя в восьмом ряду посередине. Рядом были его родственники и друзья, включая Ксению Собчак. Личной охраны я не заметил.

 

Михаил Фридман дает интервью в антракте

Михаил Фридман дает интервью в антракте

Да, конечно, фестиваль в какой-то степени рекламирует банк. Однако затраты на фестиваль исчисляются миллионами долларов, поэтому банк мог на порядок дешевле получить аналогичный эффект, используя, например, телевизионную рекламу. Да и джаз — искусство не слишком популярное. Поэтому говорить о фестивале как о рекламном мероприятии не приходится. AlfaJazzFest – это не про бизнес, а про социальную ответственность. И еще вот про что.

Я часто думаю о том, что гражданское общество – это не группы людей, проводящие никому не известные ненужные галочные мероприятия и пишущие красивые отчеты грантодателям или госорганам. Гражданское общество – это общественные инициативы снизу, идущие от самих граждан и от бизнеса. Поэтому гражданское общество невозможно придумать или насадить.

Если белорусские бизнесмены перестанут ограничивать свои инициативы поддержкой спорта и благотворительностью и займутся культурой, наукой и образованием – то человеческий и культурный потенциал нашей страны будет быстрее расти и развиваться.

Все фото на сей раз мои. Сделаны новой камерой, подаренной не скажу кем :). Еще раз спасибо!



Один комментарий на запись «AlfaJazzFest: Лидеры мирового джаза снова во Львове»

  1. Юрий Зиссер | 24.06.2013 в 12:55

    Фотки белорусов, приехавших на фестиваль: https://www.facebook.com/yzisser/posts/10200254585507045?comment_id=61097877&offset=0&total_comments=3&ref=notif&notif_t=share_comment

Оставить комментарий