В последние несколько лет в Беларуси появилось понятие социальной ответственности бизнеса (СОБ). Вообще-то изначально это инициатива ООН, замечательные принципы которой можно почитать здесь: http://www.bestbrand.by/sob/principles/. Список белорусских участников впечатляет: так, всемирно известный производитель сигарет компания British American Tobacco (ВАТ), осознавая социальную ответственность за отравление воздуха, проводит в Беларуси посадки деревьев, обогащающих воздух кислородом. Она также помогает детским домам и делает многое другое. Примерно тем же занимаются и другие компании, участвующие в СОБ. Что ж — великолепно!

Однако наша страна — особая: в Беларуси инициативу моментально превратили в самый заурядный инструмент маркетинга. Представляете — за СОБ присуждают дипломы на единственном в Беларуси профессиональном конкурсе по маркетингу: http://www.bestbrand.by/sobbrand/sob2006/ ! И после этого белорусские участники СОБ страстно желают, чтобы о них в связи с СОБ написала пресса. Собственно, за пиаром в основном компании и приходят в белорусское движение за СОБ.

В свою очередь, белорусские журналисты о благотворительных акциях писать наотрез отказываются, полагая, что подобные публикации должны оплачиваться на правах обычной коммерческой рекламы. Между компаниями и журналистами царит полное непонимание в этом вопросе.

Во все времена благотворительность сопровождалась скромностью. В тех же западных детдомах или школах оказываемая благотворительная помощь зачастую анонимна. Многие люди и организации не кичатся своим благородством, считая помощь естественным поступком и не ожидая вознаграждения за свою доброту. А наши хотят, чтобы помощь была не только открытой, но и пропагандировалась через СМИ и за нее присуждали награды. С другой стороны, если акты благотворительности не станут известны широкой публике, то ее (благотворительности) в стране и не будет. Тоже очень плохо.

Вообще-то мне кажется, что высший акт социальной ответственности, который любая табачная компания может совершить во благо человечества как ДЕЙСТВИТЕЛЬНО социально ответственный бренд — немедленно закрыться.



Комментарии (7) на запись «СОБ: благотворительность или реклама?»

  1. Creatorre | 05.01.2008 в 22:58

    Пабло Эскабар тоже был очень социально ответственным предпринимателем. Предлагаю ему тоже присудить приз :)

  2. cihi | 06.01.2008 в 14:30

    Я бы не сказал, что многие жургалисты отказываются. Понятно, что напрямую, да, нужно оплачивать. Но в РБ есть очень ценное понятие — дружба журналистов с теми, кто делает новости. И иногда это размытое понятие может заменить деньги.

    Хотя по закону, да, пойдут по статье коммерческой рекламы.

  3. wacke | 10.01.2008 в 22:52

    Помню в далеком 2000 или 2001 году мой преподаватель по предмету «Менеджмент» как-то попросил нас группу заочников — бизнесменов и сочувствующих:) — сформулировать, что такое МИССИЯ предприятия.
    Было высказано и выслушано множество формулировок.
    В итоге он говорит (личный пересказ): «Миссия — это не цель. Миссия — это такое состояние отношений, в основе которых лежит ГУМАНИЗМ! В данном случае для вас как представителей частного бизнеса и как отдельных индивидуумов — это конкретные действия по гармонизации отношений с: клиентами, сотрудниками, родными и близкими людьми. Т.е. за каждым действием в этой жизни, — а бизнес как часть жизни конкретного человека — стоит человек, выполняющий некий перечень правил поведения, которые должны учитывать не только интересы одной стороны, НО и ИНТЕРЕСЫ ДРУГОЙ СТОРОНЫ!»
    Отсюда, по моему глубокому убеждению, СОБ — должна входить в миссии любой компании.
    Путь этот неоднозначен (описывалось Вами выше)!
    С одной стороны Бритиш Американ садит деревья, с другой — губит людей своей продукцией. Но лично мне бы не хотелось сказать, давайте закроем его! А вот путь отказа от курения — в своей основе гуманистический! Можно привести статистику, сколько людей гибнет на дорогах, но мы не говорим, давайте откажемся от машин! Мы говорим, давайте их сделаем более безопасными, давайте пешеходы будут более ответственны! Опять — пример гуманизма!
    Гуманизм — миссия любого сообщества человеческих индивидуумов, будь то государство, корпорация, семья или друзья :)))

    По теме «Миссия»:
    Разрабатываем план маркетинга: Миссия
    Миссия — основополагающий регламент компании
    По теме «Гуманизм»:
    Гуманистический Манифест

  4. macsim | 12.01.2008 в 23:38

    2 wacke

    А как ты предлагаешь сделать безопасными сигареты??? 😉 Тебе не хотелось бы, что бы закрывали БАТ, потому что ты куришь! А я вот нет, и мне неприятно когда курят в общественных местах, поэтому я приветствую запрет рекламы табака и вообще все ужесточения касательно курящих! 😉 Машины можно сделать абсолютно безопасными, сигареты — никогда!

  5. Consultant | 24.01.2008 в 18:41

    На сайте ООН и близко нет табачных компаний, зато на сайте SATIO, до недавнего времени, именно БАТ возглавлял список самых социально ответственных. Мало того, БАТ номинируется на БРЭНД года, да не просто, а аж в двух номинациях, не только в родной «табачная продукция», но и в столь любимой «социально ответственный брэнд». То есть ООН хотело как лучше, а у нас получилось как всегда, компания продающая продукт на котором написано smoking kills, в Беларуси оказывается в лидерах «социально ответственной». Это не смешно, а очень грустно.

  6. Неважно | 01.02.2008 в 01:52

    macsim
    Машины тоже нельзя сделать абсолютно безопасными.
    Но каждый человек выбирает сам курить ему или нет, а то что «табачные компании запудрили нам мозги» это дешёвая отмазка.
    «все ужесточения касательно курящих» — согласен.
    «я приветствую запрет рекламы табака» — чушь.
    Думаете если убрать рекламы , люди сразу бросят курить и/или новые поколения не начнут?
    Лучше сразу обьявить табачные изделья «вне закона» и просто убрать эту продукцию с рынков!

  7. Cupalinka | 09.05.2008 в 01:55

    Лично мое мнение (занимаюсь благотворительностью больше 2-х лет), что в Беларуси особый климат касательно благотворительности.

    «Показательная благотворительность» — как сейчас модно говорить, в целях PR, ведь быть благородным все хотят, а поездка в детский дом — легкий способ напустить на себя благородство. Она заражает других людей тоже быть не хуже, но иногда заражает и людей, которые потом помогают от чистого сердца, значит хорошо.

    Еще есть такое явление в Беларуси, как «коммерческая благотворительность». Хотя это уже скорее и есть PR, а не благотворительность. Компании помогают в организации акции, взамен «светят» свое имя. Как Вы уже упомянули, настоящая благотворительность все же анонимна. Но коммерческая благотворительность — это лишняя материальная помощь нуждающимся, значит тоже хорошо.

    Настоящая благотворительность — этого тоже у нас хватает, много людей помогает от чистого сердца, абсолютно анонимно, отдавая порой последний кусок хлеба. Но все же этот тип пока самый редкий. Вот когда он начнет преобладать, вся фальшивая благотворительность должна исчезнуть.

    Еще мне кажется, что у нас недостаточно освещена тема благотворительности. Люди просто не знают как и кому можно помочь. Вроде думают, что помогают, а реально медвежью услугу оказывают. Т.е. нужно как-то благотворительной грамоте обучать, надеюсь смогу подготовить и опубликовать в ближайшее время такой материал, руководствуясь зарубежными источниками.

Оставить комментарий