Эта моя статья, опубликованная в газете «Автобизнес» №№1-2 за 1998 год, к моему удивлению и радости, стала бестселлером: ее многочисленные перепечатки до сих пор в изобилии встречаются на российских, украинских и других ресурсах. Все реалии за 10 лет изменились, особенно цены и модели. Старые иномарки почти перестали угонять. «Японки» стали олицетворять качество. «Французы» теперь покрываются антикоррозийной защитой. Я с тех пор поменял 5 машин, а мои критерии выбора изменились в соответствии со статьей. Тем не менее думаю, что статья любопытна и будет полезной в качестве примера рассуждений.

Как я выбирал себе автомобиль

Сразу должен оговориться: я не претендую на истину в последней инстанции.  Не сомневаюсь, что многие читатели, особенно из числа постоянных читателей рубрики «запчасти», ни за что не согласятся с моими доводами.  И тем не менее абсолютно убежден в полезности мной написанного для тех, кому в ближайшее время предстоит покупка автомобиля и у кого нет лишних денег.

Я начал процесс выбора с расспросов своих друзей и знакомых.  Все причастные к автомобилям разделились на две категории: те, кто их водит и те, кто ремонтирует.  Первые обычно либо были «не в курсе», либо активно хвалили или ругали ту марку, на которой ездят. Наслушавшись высказываний типа «Фольксваген -­ не машина», «Опель ­- не машина», «Жигули — не машина» (а что тогда?), я перестал задавать им вопросы и переключился на вторую категорию.

Все ремонтники были единодушны: «Бери «Гольф»!  Классная машина, к ней полно запчастей, никаких проблем с ремонтом!»  Однако у меня энтузиазма не возникло.  Во-первых, мне категорически не нравится «отрубленный» зад Volkswagen Golf: не зря американцы прозвали ее rabbit — кролик.  При одном виде этой машины меня охватывает тоска. Возможно, именно соответствующая белорусскому характеру непритязательность и стала причиной ее бешеной популярности у нас на родине. Поистине эта модель стала «белорусским народным автомобилем».  Впоследствии профессиональные перегонщики сказали мне, что ее закупочная цена в Германии за последний год поднялась вдвое из-за бешеного спроса покупателей из СНГ.

Во-вторых, все хвалившие ее ремонтники называли ее типичные недостатки. Низкая посадка для езды по нашим дорогам требует обязательной защиты картера двигателя.  Амортизаторы слабоваты и требуют частой замены.  Подвеска доставляет хлопоты.  Хватает и других проблем,  В машине постоянно что-то ломается. Может, в склонности к отказам и коренится неизбывная любовь ремонтников?

Попытки приобрести какую-либо литературу по автомобилям столкнулись с изобилием руководств по ремонту автомобилей и малочисленностью руководств потребителя.  Как-то известный в мире специалист по программированию компьютеров сравнил плохие учебники по программированию с руководствами по автомобилям: в них подробно рассказывается, как их чинить, чистить, смазывать, но нигде не говорится о том, как управлять ими, чтобы попасть в нужное место.

Я поехал на книжную ярмарку и на авторынок и скупил там всю литературу, имеющую отношение к делу.  Книг оказалось всего три: каталог «3000 моделей всего мира за 1997 год с ценами» (150 тыс руб), «Иномарка: Выбор, эксплуатация, обслуживание» , «Твоя иномарка» (по 30-40 тыс руб).  После их чтения я приобрел множество малопонятной для меня информации.  После ее прочтения по седьмому разу все же сложилась следующая картина.

Все ведущие марки мира существуют много десятилетий, и конкуренция примерно уравняла их качество.  Все машины ездят. Среди них нет явных лидеров и явных аутсайдеров, есть лишь более или менее престижные марки, а также мелкие достоинства и недостатки.  Все зависит от требований, которые я предъявляю к машине как покупатель.

А чего же я, собственно, хочу?

Этого у меня не спрашивал ни один собеседник и ни одна книжка.  Да я и не знаю, чего хотеть.  Не меняю я машины каждый год, и вообще эта машина у меня будет второй, а свою первую я не выбирал, она мне досталась в наследство.

Тогда я решил отталкиваться от того, чего я не хочу.

Во-первых, я не признаю машину «на дачу».  Машина для меня — не роскошь, а средство передвижения, и она должна в любой момент быть рядом.  Гаража или платной стоянки рядом с домом нет, да и воруют автомобили по статистике чаще всего у мест случайной парковки, а не от дома.  Таким образом, вопрос о дорогом автомобиле отпал сам собой.  Я не настолько богат, чтобы покупать каждый месяц по автомобилю после очередного угона, поэтому ограничил себя суммой в 2500 долларов (хотя мог бы потратить в несколько раз больше), решив, что для меня это и есть компромисс между риском возможной потери машины и ее надежностью.  При такой цене я не буду выглядывать по ночам в окно. Правда и то, что за такие деньги о новой, по-настоящему надежной машине нечего и мечтать.

Из тех же соображений оказались не вполне желательны наиболее ходовые в Минске модели, ибо чем более модель распространена, тем ее легче ее украсть и продать.  Впрочем, это отлично согласовывалось с особенностями моего характера: я ненавижу «быть, как все».

Во-вторых, у меня начисто отсутствуют склонности к технике, и в автомобиле я умею только уровень масла проверять.  В мои жизненные планы не входит копание под капотом, да и времени мало — приходится много работать.  Следовательно, машина должна быть относительно надежна для своего возраста, а, исходя из установленной предельной цены, этот возраст должен быть — увы! — почтенным: порядка 10-11 лет.  По этой причине отпали все СНГовые модели, ибо после 10 лет частота возникновения неисправностей у них слишком велика, и я бы больше ремонтировал автомобиль, чем ездил на нем. Подобный опыт у меня за плечами был.  Я уже не говорю о «диких» (по сравнению с иномарками) ценах на «Жигули» и «Лады», не соизмеримых с характеристиками и качеством этих машин.

В-третьих, меня совершенно не волнует мощность и не очень — престижность машины, ибо я пользуюсь ей для ежедневных поездок по городу и не занимаюсь перевозкой пассажиров, кроме членов моей семьи и — иногда — коллег и партнеров.  А это значит, что мой автомобиль должен быть средних размеров.  Длинный «корабль» типа Audi 100 (4,7м) красив, но его неудобно парковать, а парковаться мне приходится до 10 раз в день.  Ради чего мне за свои деньги мучиться и нервничать 10 раз в день!

Дачи у меня нет, поэтому проблема сверхбольшой грузоподъемности для перевозки мешков с картофелем не волнует.  С другой стороны, почему бы не поехать в отпуск на машине с семьей!  Но моя семья состоит из 4 человек, для этого все же нужно иметь приличный, пусть не очень большой, багажник, 4 двери, и маленькие машинки типа Fiat Uno или Volkswagen Polo (3,5-3,7 м) для поездок в отпуск не подойдут.  Значит, нужна универсальная машина среднего класса длиной 4-4,4 м.

А объем двигателя пусть будет поменьше.  Все равно на наших дорогах быстрее 90 км/ч ездить запрещено, существенно нарушать эту цифру я не собираюсь, а на западной трассе мне за глаза хватит и 150 км/ч, если я туда вообще когда-нибудь туда поеду.  Это означает, что меня устроит иномарка с объемом двигателя до 1,3 л. Даже 1,6 л мне много, ведь это — и ежедневные лишние расходы на топливо, и выброшенные на ветер деньги на таможне.  Зачем платить за то, чем я не смогу воспользоваться?  Поэтому отпали все марки, которые мне поначалу хотелось приобрести из соображений престижа и зависти к «новым белорусским» — Mersedes, BMW, SAAB, Volvo, Rover, Jaguar, а также все американские модели, кроме Ford, ибо объемы двигателей всех этих автомобилей начинаются с 1,8 или даже с 2 л.  Из-за ограниченности в средствах выгоднее вложить деньги в в год выпуска и пробег, чем в марку и мощность.

После чтения литературы меня больше не привлекали среднепрестижные немецкие автомобили (Opel, Volkswagen, Audi) не только из-за их распространенности в Минске, но и наличием практически во всех моделях типичных неисправностей, проявляющихся после 10-го года эксплуатации. По этой же причине полностью отпали все японские и особенно корейские автомобили, которые, как было сказано в литературе, вообще не рассчитаны на длительные сроки эксплуатации и после 10 лет начинают «сыпаться». Понравившаяся мне Audi 80 оказалась недосягаемой по цене.

В-третьих, у моей машины должна быть крепкая подвеска, ибо при моей близорукости и невнимательности я часто проезжаю по ямам.  А это значит, что мне не подходит подержанный Ford из-за своей слабой подвески, хотя дизайн именно этой марки меня всегда привлекал больше всех остальных.  Кстати, множество моделей автомобилей я отбросил из-за заднего привода,  Мне нужен передний привод и бензиновый двигатель, ибо я езжу зимой, и для меня важна безопасность автомобиля.

Поняв все это, мне ничего не осталось делать, как искать требуемую модель среди автомобилей итальянского и французского производства.

Итальянские машины отпали из-за слабой защиты от коррозии, как и старые французские автомобили марок Renault и Citroen.  Во свяком случае, так утверждали книги.  А вот Peugeot меня заинтересовал не только наличием частичной антикоррозийной защиты, но и крепкой подвеской, и надежным мотором.  В Peugeot меня устраивало и то, что таких машин пока немного в Минске, и большим выбором малолитражных моделей.  Жаль, конечно, Ford и Opel красивее.  По-моему, все автомобили семейства Peugeot  на вид скучны и простоваты, без тени фантазии — «просто машины», но другого выхода для себя сегодня не вижу.  Решено!

После выбора марки я стал выбирать конкретную модель.  Peugeot 405 для меня дороговат, не говоря уже о 605-м.  Закупочные цены на Peugeot 405 в последние месяцы поднялись вдвое из-за того, что эта машина, подобно «Гольфу», стала стремительно входить в моду в СНГ.  Peugeot 205 всем хорош, надежен, симпатичен, да слишком мал — сугубо городской автомобиль, в отпуск на нем не поедешь.  Peugeot 305 морально устарел и 10 лет назад снят с производства.  Мне попадались владельцы этой машины с 12-14-летним стажем, и они не были в большом восторге, хотя и не ругали машину.

Красавцы Peugeot 306 и Peugeot 307  мне не по карману, ибо начали выпускаться недавно.  Остается 4-метровый хэтчбек Peugeot 309, который выпускается с 1986 года и отличается от всех машин оригинальным дизайном, который ни с чем не спутаешь (внешне больше похож на седан), а также, если верить литературе, отсутствием типичных неисправностей.   Если и ломается, то по мелочам: электрические контакты окисляются, масло подтекает и т.д.

Однако больше всего Peugeot 309 заинтересовал меня своим местом в таблице показателей надежности различных автомобилей из каталога «3000 моделей».  Эта таблица — вещь вообще интересная.  Например, хваленая Mazda, занимающая первые места по надежности среди новых автомобилей, резко «сдает» с возрастом, скатываясь в зависимости от модели на 30-е-40-е места, хотя, конечно, она лучше нашей «пятерки», которая на 63-м месте с 46% отказов.  Первые места занимают модели Mersedes и Toyota с 7,5-8% отказов, которые недосягаемы для меня по цене.  А вот третьим по надежности от 6 до 9 лет эксплуатации в таблице стоит Peugeot 309 с 8,7% отказов.  Для сравнения: до 9 лет эксплуатации хваленый Volkswagen Golf/Jetta находится на 22-м месте с 14% отказов, т.е. отказывает почти вдвое чаще Peugeot 309.

По цене меня эта машина вполне устраивала, ибо я собирался ее брать не во Франции, а в Германии, где французские машины не ценятся и часто продаются по дешевке.

А на случай, если в ней что-нибудь сломается, я буду спокоен, рассуждал я, ибо в Минске есть сервисный центр Peugeot, а, значит, хоть и за бешеные деньги, но мне помогут.  Лучше попадать в ремонт пореже и подороже, чем непрерывно заниматься дешевым вялотекущим ремонтом.  Финансовые затраты окажутся примерно одинаковыми, а времени на Peugeot у меня уйдет меньше.

Тогда я начал собирать данные о Peugeot 309.  Никто из моих друзей эту машину не знал.  Знакомые друзья-ремонтники только стонали: «Да ты что, их на весь Минск штук 10, для них нет запчастей, будешь месяцами ждать из Франции, платить бешеные деньги».  Однако то, что с их точки зрения — ремонтопригодность — было главным в автомобиле, с моей точки зрения главным вовсе не являлось.  Те же самые ремонтники вспоминали своих знакомых обладателей подержанных Peugeot 309, но, продолжая оплакивать мою грядущую судьбу, не могли припомнить, чтобы с этой машиной у кого-нибудь были проблемы.

Несмотря на скромные размеры, багажник больше «жигулевского» и по весу принимает не меньше груза, чем у «Джетты» или «Гольфа».  К тому же объем багажника увеличивается в объеме в 2,5 раза благодаря откидывающимся задним сиденьям.  Крепость подвески позволяет мне перевозить пресловутые мешки с картошкой и не думать о ямах, а высокая посадка — о деревенских дорогах.  Комфорт салона французских автомобилей общеизвестен, и моей семье из 4 человек будет просторно, да и 5 спокойно сядут.  Оригинальная крышка бензобака, открывающаяся изнутри машины при помощи специального рычага, и наличие «колена» по ходу патрубка бензобака кладут конец воровству бензина ночными воришками, причем без всяких дополнительных замков. 

Расход бензина невелик.  При объеме двигателя в 1294 кубических сантиметра расход по городу в моделях 1986-87 гг. составляет 7,8 л на 100 км, на трассе — всего 5 л, причем разгон с места до скорости в 100 км/ч занимает в полтора раза меньше времени, чем у того же «Гольфа».  Выходило, что даже при минимальной мощности мотора я буду выходить победителем на перекрестках (так оно впоследствии и оказалось).  Максимальные скорости малолитражных модификаций в 170-190 км/ч превышают все мои мыслимые потребности.  Причина отличных скоростных характеристик Peugeot 309 — небольшой вес автомобиля и традиционное качество оборотистых французских моторов.  Плохо только то, что высокий коэффициент сжатия требует 95-го бензина, который на 20% дороже 92-го, но при небольшом расходе и малых расстояниях поездок меня это устраивает.

Проблема коррозии кузова, свойственная всем старым французским автомобилям, в Peugeot 309 решена лишь частично: в ней оцинковано днище и еще ряд элементов кузова.  Остальной кузов придется обработать антикоррозийной защитой.

Тогда я «заболел» разглядыванием «моих» автомобилей на улице.  За неделю мне удалось поймать двоих обладателей «моей» машины, причем оба автомобиля работали в качестве частных такси.  Эксплуатируя машины с десятилетним стажем с бензином и дизелем, оба владельца не имели проблем и были довольны.

Я начал скупать всю автопрессу и ходить на минский авторынок.  Несмотря на, казалось бы, огромное предложение всевозможных автомобилей, мне попалось всего шесть «моих» машин за 3 недели.  По разным причинам ни одна из них мне не подошла: то цена, то техническое состояние, то необходимость заочно приобретать находящегося на границе «кота в мешке» по словесным портретам, то документы не в порядке.  Поскольку Peugeot 309 ввозятся пока редко, шансов купить такой автомобиль в Минске за короткое время у меня было немного, а ждать не хотелось.

Тогда остался последний выход — ехать в Германию самому либо заказывать машину профессиональному перегонщику.  Поскольку, как упоминалось выше, я не умею диагностировать техническое состояние автомобиля, проверять правильность документов, определять фальшивки и к тому же не готов перегонять его за тысячу километров на крейсерской скорости через паутину рэкета, мне пришлось заказать автомобиль профессиональному перегонщику, понимая, что он «набросит» еще долларов 400.  Велик был соблазн сэкономить эту сумму — ведь у меня нет проблем ни с иностранными языками, ни с опытом пребывания за границей, ни с визой.  Однако по трезвому размышлению я понял, что риск приобретения некачественного или краденого автомобиля при покупке автомобиля в Германии или Польше плюс мои прямые издержки могут быть значительно выше 400 долларов.

Очевидно, что нельзя ограничиваться выбором модели: статистика статистикой, а качество моего автомобиля все равно зависит не от модели, а от того конкретного экземпляра, который лично мне достанется.  Это и есть основная причина, по которой я доверил приобретение автомобиля профессионалу, порекомендованному друзьями, который успешно пригнал для них не одну машину.

Зная цены предложения «моих» автомобилей в Минске, я распланировал затраты следующим образом: 1700 долларов — цена автомобиля вместе с услугами перегонщика, 400 долларов — таможенная очистка на белорусской границе по льготным расценкам без права перепродажи в течение 2 лет с учетом моей игры на разнице в курсах наличного доллара, белорусского рубля и безналичного экю, 100 долларов — оформление на минской таможне и постановка на учет в ГАИ, 300 долларов — техническое обслуживание и текущий ремонт после покупки.  Итого — 2500 долларов.  Примерно столько в целом и вышло, а по отдельным пунктам я нигде не ошибся больше чем на 100 долларов.

Я отлично понимаю, что мои рассуждения пригодны только для меня.  У всех людей — разные ситуации.  Я — не профессионал в области выбора автомобилей.  Более того, я ни в коем случае не агитирую за марку и тип автомобиля, который выбрал, и способ, которым его приобрел. У других людей — другие потребности и возможности, другие критерии оценки, и их выбор неизбежно будет другим. Я знаю, что все существующие на рынке марки автомобилей достойны и имеют массу положительных свойств.  У каждой марки свои достоинства и недостатки, и то, что я отнес к положительным качествам моего автомобиля, другой человек может отнести к недостаткам.  Да и в литературе могут быть ошибки, хотя это куда менее вероятно, чем при сборе информации методом опроса знакомых.

Однако случайный выбор наобум может дорого обойтись владельцу автомобиля и в моральном, и в материальном плане.   Мои рассуждения полезны лишь в качестве примера с тем, чтобы Вы сами для себя построили собственную цепочку рассуждений, приводящим к правильному лично для Вас решению.

Основной принцип таков: необходимо определиться, для чего именно Вам нужна машина, каким образом Вы собираетесь ее использовать, и далее выбирать не по рекомендациям ремонтников и не «такую, как у соседа», а тот автомобиль, который соответствует Вашим потребностям и возможностям,  Для этого следует словесно сформулировать Ваши потребности и не пожалеть времени и денег на добычу информации из справочной литературы и через знакомых.  Эти затраты обязательно окупятся.



Комментарии (14) на запись «Как я выбирал себе авто в 1997 г.»

  1. Sanches | 10.11.2007 в 09:22

    Да выбор авто дело творческое

  2. hamster | 11.11.2007 в 14:27

    А как я выбирал авто.. Ух.. На это ушло 2 месяца.. было забавно, но я уже отчаивался и был уверен, что за 4-5 т. $ не купить нормального авто, ан-нет.. Можно.. Audi 80 — классная тачка! )

  3. Alex | 14.11.2007 в 13:35

    Да тачки дело хорошее

  4. Del | 17.11.2007 в 10:17

    Недавно выбирал себе авто, но так что то и ничего не выбрал

  5. Александр | 21.11.2007 в 22:02

    Примерно также я выбирал машину и себе в 1999 году. В итоге взял 3.0 японца, большого седана. Езжу до сих пор (почти 8 лет), мои знакомые, друзья сменили уже по 3-4, некоторые по 7 авто!!!
    Удачи всем в этом нелегком деле, мозги нужны, чтобы думать!

  6. Beta | 09.12.2007 в 02:01

    Я понял одно — во время выбора авто необходимо на каком-то этапе остановиться и сделатьпокупку, ибо процесс начинает затягиваться и больше не приносит радости.
    Один знакомый выбрал на рынке за 15 минут. Он объяснил, что не спец и все равно нормально не выберешь и машина — не жена, можно поменять.
    Кажется, что просесс выбора как-то связан с тем с каким трудом сумма на покупку авто собралась.

  7. ivanzima | 15.03.2008 в 01:59

    А я вообще не выбирал машину. Она сама меня нашла.
    Сидели как-то с другом в «Нафтане» (Новополоцк). Ну, и за машины разговор завели. Я рассказал ему, какую именно я машину хотел бы (забегу вперед и скажу, что всего у меня было 17 машин). И тут мой друг сказал, что у него есть именно такая машина. Отдали ему ее за долги. Показал мне фотографию. Ударили по рукам. А через три недели я приехал к нему в Гомель и приобрел ее… мою Хонду Аккорд.

  8. Сергей | 22.03.2008 в 15:07

    И я доволен своим 309.

  9. Ольга | 20.06.2008 в 15:26

    Юрий, а помогите мне выбрать машину, пожалуйста. Готова оплатить эту услугу. Муж совсем не по тем делам, да и некогда ему. А я даже толком не знаю, чего хотеть: то новую в кредит, то подержанную, ну и т.д. Езжу сейчас на Пассате, но он совсем загибается уже. Думаю, может быть что-нибудь маленькое, бензин нынче дорог. Но на «ведре» тоже как-то неуютно на дороге. В общем, терзают сомнения и нужна крепкая и решительная рука.

  10. Юрий Зиссер | 20.06.2008 в 20:40

    Дорогая Ольга! Никто на свете, кроме Вас, не знает, что Вам нужно. Съездите на авторынок и посмотрите, что Вам приглянется. Машина прежде всего должна Вам нравиться! А все монтерские штучки-дрючки типа ремонтопригодности и наличия дешевых запчастей — мура. Новая или в кредит — тоже третий вопрос. Главное — понять, ЗАЧЕМ Вам машина, что она должна демонстрировать и т.д.

  11. Ольга | 24.06.2008 в 15:38

    Проблема в том, Юрий, что даже я не знаю, что мне нужно. Вернее так, машина мне в основном не нужна, т.к. новая работа близко от дома. Но я с 1986 года за рулем, поэтому без машины я как голая. Вот такие пироги. Нравятся мне многие машины (правда как и Вам, хотелось бы, чтобы моя машина была в городе «почти одна такая», но это не главное, естественно). Все-таки для меня основной вопрос, который надо решить для начала: новую или подержанную. Тогда хотя бы станет ясно, куда идти смотреть машины.

  12. Юрий Зиссер | 25.06.2008 в 09:28

    Два года назад у меня была та же проблема: новая или подержанная. Как «шишка» я должен иметь новую. Одако я выбрал подержанную: на стоимостную часть престижа или «что люди скажут» мне было всегда глубоко наплевать, лишь бы мой выбор был нестандартным. А вот жлобский аргумент, что трехлетняя машина стоит вдвое дешевле новой и в ней еще все ОК, возобладал. (Многие практичные немцы так делают, кстати). Выбрал я Citroen Picasso, на котором в городе тогда еще мало кто ездил, и страшно доволен машиной: два года наслаждаюсь комфортом и кучей опций за смешные деньги.

    Кстати. сказать, мой личный выбор страшно ограничен удобством салона. Скажем, в Mazda, BMW любой модели или Mitsubishi Pajero я не влажу вообще. Самые комфортные салоны — французские.

    Еще ненавижу немецкие машины — именно потому, что их все любят. Но это слишком субъективно, чтобы я мог рекомендовать подобный подход. Впрочем, у этой нелюбви есть и денежная составляющая: не желаю переплачивать в полтора раза за «немецкость» при равных характеристиках.

  13. Ольга | 25.06.2008 в 15:01

    У меня очень похожая мотивация. Престижность не важна, переплачивать не хочу, а комфорт салона играет большую роль. Как ни странно, но Вы меня как-то сдвинули с мертвой точки в принятии решения – буду искать 4-летку. Кстати, немецкие машины я тоже не люблю, пересела с Нисана на Пассат и получила культурный шок, хотя 2-литровый двигатель приятно удивил. А присмотрюсь-ка я к Citroen Picasso. Вы в каком городе живете, кстати ?

  14. kuznetcov | 16.12.2009 в 17:21

    пассат b3вот реальная тачка по кузову ништяк и резвые. а как у меня 2.8 так вообще клева езжу з года все нармуль!!!!!

Оставить комментарий