Сбегали с отцом 8 января на концерт органной музыки в костел на пл.Независимости. Игорь Оловников играл Фрескобальди, Кабесона и много Баха.
Обнаружилось, что на самом деле в этом костеле нет настоящего органа! Вместо него синтезатор с колонками с плоским дребезжащим пустым звуком, не создающим необходимые для художественного впечатления плотность и эхо. Мои домашние достаточно примитивные «клавиши» имеют звук почти того же качества (могу заодно похвастаться, что я играю и хорошо знаю все те же пьесы Баха, что игрались на концерте, и вообще играю на ней сугубо для себя по нотам практически всего Баха — органного, клавишного, виолончельного и частично оркестрового и хорового).

На концерте по неизвестной причине партия органной педали [для немузыкантов: это клавиатура для ног, издающая низкие звуки] практически не была слышна. То ли ее забыли включить, то ли колонки на репетиции захрипели так, что пришлось начисто убрать низкие звуки, которые лишь угадывались в виде шороха. В результате лишь слушатели, знающие пьесы наизусть, могли достроить в уме воображаемую партию педали, чтобы понять, что имелось в виду.

Почти в каждой пьесе были и просто ошибки, и ошибки в интерпретации нот: так, некоторые форшлаги брались не по-баховски, а по-современному, из-за чего местами оказались искажены ритм и гармония, пропала координация голосов.

Но, что еще хуже, дух некоторых пьес был совершенно извращен, что свидетельствует о непонимании автором, о чем вообще пьесы. Например, первая часть Пасторали Баха игралась не как пастушья песня (ленивая, вальяжная), а как бравурный марш за здравие. Но наименее адекватно, просто ужасно прозвучал хорал «Пред троном твоим я предстаю, Господи». Напоминаю: это последнее в своей жизни произведение уже ослепший Бах продиктовал утром, предчувствуя смерть, а уже после обеда его хватил удар, и он, не приходя в сознание, умер. Хорал в соответствии со своим духом и названием должен исполняться философски, торжественно, медленно. Так вот: он прозвучал раза в два быстрее, чем он по духу должен звучать, причем совершенно бравурно и блистательно. К Баху сие исполнение отношения не имело.

В оправдание интерпретации могу заметить, что в костеле было холодно, и органист спешил, по-видимому, чтобы, во-первых, согреться, а, во-вторых, поскорее закончить концерт и опять же согреться.
Может, мне все бросить и снова поехать в Питер учиться, чтобы походить в Большой зал Шостаковича и в Капеллу и послушать нормальное исполнение? Ибо в Минске я уже, наверное, его не дождусь при своей жизни, к нам никто вообще не приезжает. Поеду орган слушать в Германию, джаз — в Штаты и т.д.



Комментарии (6) на запись «Органный концерт в костеле св.Симона и Елены»

  1. km1000 | 10.01.2008 в 17:42

    лучше поехать учиться туда, где еще не бывали 😉

  2. Юрий Зиссер | 20.01.2008 в 16:51

    2 Temaprikol: это совершенно не так. Когда я жил в США, мне пришлось послушать много аутентичного джаза. Поскольку я в молодости много ездил на всяческие союзные джазовые фестивали (даже читал лекции по джазу и был зампредседателя львовского джаз-клуба) и мне есть с чем сравнить, вынужден признать: разница огромна. То, что происходит в джазе в России — жалкие маргинальные потуги. Местные уши торчат даже тогда, когда играет настоящий талантище типа А.Шилклопера, а не подражатели нафталина типа А.Кролла.

    Что же касается органа, то в России хороших органистов вообще нет. Ни одного. И никогда не было. Имел характер и известность уроженец Клайпеды, солист Московской госфилармонии Г.Гродберг, но он уже, видимо, не играет из-за преклонного возраста, да и то он принадлежал к старой романтической школе. Так что не случайно белорусские и российские органисты годами учатся и стажируются именно в Германии.

    Поверьте: по качеству игры и (главное) художественному впечатлению — небо и земля. Проблема не в инструменте и не в стране, а в уровне исполнения, в исполнительской идее (и есть ли она вообще либо человек просто играет по нотам, не особенно вдумываясь в смысл исполняемого).

    Когда мой любимый французский композитор Оливье Мессиан, будучи в немецком плену, написал в 1941 г. «Квартет на конец времени» и исполнил его с солагерниками там же, в концлагере, на рояле с несколькими неиграющими клавишами и скрипке с оторванной струной в 30-градусный мороз, вряд ли исполнение от этого зазвучало хуже. Скорее, наоборот.

  3. Temaprikol | 20.01.2008 в 16:29

    Ну почему же сразу в Германию, в России тоже можно найти где послушать огран. Да и джаз в Штатах не намного лучше чем в России. И разница в «качестве» игры на инструментах как-то неочень изменятся после покупки билета за 1500$ в одну сторону)))

  4. Елена | 12.02.2008 в 18:42

    По поводу джаза — не знаю (не специалист), а по поводу органа хотелось бы поговорить. (Благо пела с сопровождением И.Оловникова).

  5. Юрий Зиссер | 12.02.2008 в 19:10

    Елене: так давайте поговорим! Иожно прямо здесь. Или у Вас есть лучшая идея, как это сделать?

  6. Максим | 26.02.2008 в 17:57

    Поезжайте в Полоцк в Софиевский собор.
    Там настоящий орган и вообще очень красиво.

Оставить комментарий