Не удивлен статьей Стася Карпова «Откровение националиста». На осмысление нашей с ним дискуссии у него ушел целый год, поэтому статья вылилась в набор философских размышлений по самым разным вопросам, к теме порой отношения не имеющим. Замечу только, что многие вещи в его материале оскорбительны и досадно неточны по отношению к целым народам и отдельным гражданам.

Первым моим соблазном было  из-за дикой занятости тоже потянуть год с ответом, да не стал. Потому что все коротко и просто.

Для меня приоритетом являются человек и права личности. А социальные группы, членом которых он является (или куда его, не спрашивая, зачислили против его воли) – вторичны.

Думаю, нет граждан Беларуси, которые потребовали бы запретить белорусский язык, культуру или историю. Более того, думаю, что сегодня мало людей, которые плохо относились бы к белорусскому языку и культуре. Мне вот как-то не попадались. Это страшилка, типа пугалки «бандеровцами».

Проблема национализма для меня (как и многих белорусских граждан) начинается не с языка, а с   попыток использовать происхождение или культуру для разделения нации на «правильных» и «неправильных». Сделать соответствующие оргвыводы и начать публично бичевать «пятую колонну», к которой Стась Карпов причислил и меня. Как говорится, благодарю за оказанное доверие.

Думаю, читатель догадался, что автор «Откровения националиста» считает меня «неправильным». Стас, я не только совершенно спокойно, но и с гордостью переживу свой «позорный» диагноз интернационалиста. Мое мировоззрение, как, впрочем, и  мировоззрение любого человека, невозможно разложить по полочкам и развесить этикетки. А когда это пытаются сделать с теми целями, что вы, – то с легкостью выдергивают слова из контекста, развивают их в нужном интерпретатору направлении и строят далеко идущие выводы. Это просто – особенно если путаешь национальную идеологию с националистической.

Есть два понимания национализма. Одно (которое я и называю здесь «националистическим») – очень узкое и очень давнее. Оно включает только «своих»: шаг вправо-шаг влево считается побегом. Монополия на патриотизм. Считаете, что есть белорусы высшего и низшего сорта – в зависимости от их этнического происхождения или языка, на котором они говорят, – пожалуйте сюда.

И есть второе, современное, политическое: все без исключения граждане страны – представители данной нации. Замечу: это вовсе не мешает  им быть патриотами – только не своей избранной группы, а всей своей страны. Кстати, именно такой «внутренний интернационализм» и называется национализмом в современном западном понимании… Почему внутренний? Да потому что приверженцы этой точки зрения ценят культуру и независимость своей страны ничуть не меньше, чем те, к которым относит себя Стас. Вы можете, конечно, не считать их белорусами, это ваше личное дело. Я считаю современной национальной именно такую идентичность. А поиск внутреннего врага, мешающего стране стать Эдемом, –  устаревшей националистической идеологией.

Стас пишет: «Я бы хотел дожить до того момента, когда бы мне никогда-никогда-никогда-никогда-никогда не придется обсуждать белорусов, ни «гаротную мову», ни «адабраную гісторыю», ни их перспективы как нации», и перечисляет блага цивилизации вроде уличных саксофонистов и кафе. Какое удивительное совпадение: и я – тоже. Но все это – вопросы, решение которых не требует националистической идеологии. Опыт тех же США показывает, что ее успешно заменяет идеология я гражданской полиэтнической нации («Мы, народ…»). Так уж получилось, что среди граждан Беларуси – представители около 150 народов, говорящих на разных языках. Мне это нравится. Вам – нет?

Вот думаю: сколько знаменитых книг написано по этому поводу  знаменитыми и, кстати, именно  западными исследователями, а многие до сих пор понимают национализм как преимущественное право делить на «своих» и «чужих» внутри народа собственной страны.  Вы хотите западной жизни? Почитайте эти книги.

Кстати, с точки зрения узкого националиста США представляют собой кошмарное зрелище, страну без будущего. Там нет своего особого, родившегося именно в Штатах государственного языка, а языки индейцев на улицах не услышишь. Более того, государством не ущемляются права не знающих английский. Наоборот, общество потакает «неправильным» американцам. В каждом банковском отделении в США есть клерки, владеющие испанским, русским и другими языками, носители которых приходят в банк. Когда звонишь по телефону – слыша акцент, предлагают переключить на русскоязычного или испаноязычного менеджера. Причем такое недопустимо лояльное отношение к чужим языкам (можно сказать: потворство инородцам, родства не помнящим) никак не мешает ни наличию хороших кафе, ни саксофонистам на улицах, ни культуре, ни знаменитому американскому патриотизму. Мне кажется, только помогает. Как и американской идентичности.

Еще не понимаю, как можно было написать: «Что же я за страшный белорусский националист, вина которого в том, что он думает о своем, а на остальные ему, честно говоря, плевать?» – и при этом осуждать аналогичное поведение Российской Федерации.

Кто из нас прав – рассудит история. Правда, для начала хорошо бы научиться не вешать ярлыки и перестать делить на «своих» и «чужих». Иначе нам придется надолго застрять в черно-белом баррикадном мире, где ни до кафе, ни до саксофонистов, ни до гражданства, ни до прав личности. Хотите ли этого вы? Я — нет.



Комментарии (7) на запись «Откровение интернационалиста»

  1. geopol | 21.03.2014 в 17:20

    Тот же конфликт сейчас происходит и в Украине — конфликт двух мировоззрений: старого, ещё заложенного в советские времена патриотического интернационализма и нового полу-шутливого, полу-серьёзного национализма, когда даже в кругу образованных людей можно петь бандеровские песни, рассказывать анекдоты о москалях, шутя называть себя бандеровцами и бандеровками, а на официальном уровне — устанавливать памятники Бандере, всячески героизировать бандеровских убийц времён ВОВ (ими зверски убито минимум 80 тысяч поляков и как минимум не меньше беларусов), обучать детей в духе последователей борцов с москалями.
    Можно закрывать на это глаза, можно отрицать это, но это есть прямо сейчас. Сможет ли Украина сбросить с себя это постсоветское ярмо бандеровщины и начнёт ли воспитывать настоящих граждан своей страны, подавляя негодяев — покажет история. Исходя из этого будет строиться дальнейшее будущее Украины как страны — станет ли она государством или останется распадающейся страной, пока не ясно.

  2. Максiм Мароз | 21.03.2014 в 21:47

    «Думаю, нет граждан Беларуси, которые потребовали бы запретить белорусский язык, культуру или историю. Более того, думаю, что сегодня мало людей, которые плохо относились бы к белорусскому языку и культуре. Мне вот как-то не попадались. Это страшилка, типа пугалки “бандеровцами”.» — вот тут Зиссер неправ. На форумах тутбая таких море. На высоких постах среди чиновников и в силовых органах таких море. От 10 до 30% где-то. Поэтому много людей просто боятся разговаривать по-белорусски. Зиссер просто запутался.

  3. geopol | 22.03.2014 в 06:48

    Максим, кто боится разговаривать па-беларуску? Говорите на-здоровье, никто ничего Вам не сделает, не надо придумывать себе страхов. Поддерживайте жизнь мовы.
    По-существу о беларускай мове: её надо создавать, этим должны быть озадачены институт беларускай мовы и другие организации, поэты, писатели. Вопрос спорный, конечно, но беларускай мовы как современного языка не существует. Надо принимать решение о массовом заимствовании слов, надо делать госпрограмму по использованию мовы в определённых сферах жизни.
    То, что мова умирает как язык общения и превращается в «латынь» лишь для чтения наших великих поэтов, доказывать не надо.
    Но никто её не запрещает. Проблема в другом — её употребляют в основном люди, не являющиеся патриотами нашей страны, те, кто хочет присоединения к ЕС и утрате Беларусью независимости. Спросите у первого беларускамоунага: та хочаш, каб Беларус увайшла в ЕС? Ён адкажа: так. И это печально, хотя, безусловно, люди имеют право так думать.

  4. adva-belarus | 22.03.2014 в 10:36

    Я згодны і з Карпавым — нацыяналіст — гэта не абраза, а наадварот, зараз усім неабыякавым трэба быць шчырымі нацыяналістамі — больш мовы ў жыцці, папулярызаваць нацыянальных герояў, вывучаць гісторыю, каб не стаць западнарусамі; і з Зісерам — беларусам трэба яднацца, нельга дзяліцца на сваіх і чужых, калі чалавек любіць Беларусь і робіць справы дзеля свайго і агульнага дабрабыта — не так важна на якой мове ён размаўляе.

  5. savgrod | 22.03.2014 в 12:44

    Юрий, поверьте в Беларуси достаточно людей отрицательно относящихся к белорусской национальной культуре, причем помимо военных отставников их достаточно и в других слоях общества. Наверное следует согласиться с теми категориями патриотов, которые определил Карпов для Беларуси, но забыл про патриотов СССР, а теперь России, и в свете последних событий в Украине их количество думаю увеличилось. Имперские амбиции опять будоражат умы электората. Больное воображение Проханова, к сожалению, набирает силу. Если, первые будут идти за вождем в любую сторону в какую бы он их не вел, то вторым никакой свой белорусский дом не нужен. На мой взгляд проблема патриотизма это психологический выбор личности своего дома, если одним нужен пусть небольшой, но уютный, ухоженный, где он сам хозяин, то другим хочется жить во дворце или небоскребе, и как правило указывать другим правила общежития.

  6. patruet | 22.03.2014 в 23:37

    Юрий, взвешенный ответ, в целом с Вами соглашусь. Как и со Стасем — вы на самом деле в основах друг другу не противоречите на мой взгляд. Единственное, есть пару уточняющих моментов. Насчет граждан, требующих запретить мову — их нет, но только потому, что им лень куда-то идти и требовать =) серьезно, негативно относящихся предостаточно — так ладно бы «пришельцы» или ностальгирующие по 1/6, так свои, молодые. А к культуре они вообще не имеют никакого отношение — из моего окружения хорошо если процентов 10 сходили в последние годы на беларуский концерт или в театр. И вроде все хорошо, но все активности по продвижению воспринимаются негативно, как навязывание. Таким образом имеем грубо говоря «игнор» всего беларуского — ни да, ни нет, пускай само там загибается. Второе — на мой взгляд наш «национализм» лежит все же больше в плоскости культуры, а не политики. Я не встретил ни одного человека с национальными взглядами, который бы «делил» беларусов по языковому, а тем более этническому (!) признаку. Тот же БНФ (по идее оплот нацидеи, самый радикальный в этом вопросе) — вряд ли можно представить себе созданные им вооруженные бригады на пример Правого Сектора, он зародился как культурное течение и собственно им и остался. И третье — самое сложное — да, в США много языков, национальностей. Но! Они все равны. В нашей же ситуации все осложняется тем, что их всего два, и один явно в приоритете. Причем если в США прародины народов территориально далеко, то у нас — под боком. Накладывая на все это историю отношений, имперскую риторику и настроения местных «триединцев» ситуация выглядит кардинально другим образом — эта часть нашего общества не ощущает себя, извиняюсь за товтологию, частью ЭТОГО общества. Они не хотят жить тут, в независимой стране, они ментально живут в России/СССР. И пока эти граждане в сотый раз пишут, что беларуская мова — диалект русского, наши герои (например, Калиновский) — на самом деле просто бунтари-хулиганы, что Беларусь была под оккупацией литовцев/поляков, но бравые солдаты Империи нас освободили — мы не сможем построить общества на пример США. Согласитесь, да, там признаются права всех народов, но ни один народ не пытается трактовать историю государства в пользу других государств, принижать его независимость, массово оскорблять чувства других народов. В нащих реалиях это пока, к сожалению, сплошь и рядом. Отсюда и напряженность. Беларуский национализм — это скорее следствие, реакция на агрессию, чем самоцель.

  7. eduardovich | 31.03.2014 в 23:12

    соглашусь с комментариями. и подтвержу тот факт, что, Юрий, вы не сталкивались с негативом в сторону «мовы» и других проявлений «белорусскости» лишь потому, что не говорите на «мове».

Оставить комментарий