В 70-х одним из моих музыкальных кумиров был английский гитарист Джон Маклафлин (McLaughlin). О его существовании я узнал в свои 18 лет на концерте «Арсенала» Алексея Козлова, услышав в их исполнении пьесу «Корни лотоса». В СССР очень мало писали о западной музыке. Издавались считанные единицы дисков зарубежной музыки в год, прошедшей через идеологические фильтры. Можно было лишь записать «вражью музыку» на магнитную ленту у специализированных фарцовщиков за деньги или переписать с магнитной ленты у друзей.

Мой Маклафлин

Восточная экзотика и «Арсенал» тогда заставили меня вслушаться и далее относиться с вниманием к этому музыканту. Вообще-то восточные моды в западной музыке начались с Beatles, а точнее – с европейских концертов индийского музыканта Рави Шанкара и движения хиппи и студенческих протестов 60-х. МакЛафлин тоже не устоял перед модой, пошел учиться к гуру, принял титул «Махавишну» и создал группу «Шакти» (в переводе с санскрита олицетворяет женское начало), которая с перерывами просуществовала много лет.

 

 

«Индийский» период занял несколько лет в творчестве этого музыканта, начавшего свою карьеру в 60-х в коллективе великого Майлса Дэвиса. В свою очередь, в коллективе Маклафлина начинали карьеру Билли Кобхэм, Жан-Люк Понти, Л.Шанкар, Закир Хусейн и многие другие музыканты, всех не упомянешь. Как не перечислить, с какими звездами он играл. Почитайте в Википедии.

В середине 80-х я приобрел советскую пластинку «В пятницу вечером в Сан-Франциско», где вместе сыграли сразу три величайших гитариста мира: помимо МакЛафлина, это были Пако де Лусиа и Эл ди Меола. Эта запись лет десять возглавляла мировые джазовые хит-парады в жанре «лучшая концертная запись», и можно бесконечно слушать, как три великих гитариста импровизируют вместе.

 

 

Наконец, в 90-е, попав во Францию, я приобрел знаменитый «Апокалипсис», где «Махавишну Оркестра» играл с музыкантами Лондонского симфонического оркестра и французским скрипачом Жан-Люком Понти. Прослушав, убедился: действительно полный апокалипсис. Каждый звук как будто про меня. Периодически возвращаюсь к этой музыке и делаю в ней все новые открытия, она мне с каждым годом ближе.

 

 

 Стиль

Как описать стиль игры Маклафлина? Быстрое пламя. Техника фантастическая, виртуозные соло на электрогитаре (иногда он играл на специальной гитаре с двумя грифами). В то же время музыка довольно сложна и неподготовленному слушателю может даже показаться хаотичной и атональной.

Жанр? Обычно Маклафлина принято относить к сложному джаз-року. Кроме того, его имя тесно ассоциируется с двумя музыкальными жанрами сразу. Один из них называется фьюжн, сплав джаза и рока. Начал его Майлс Девис, а Джон был его верным продолжателем. Но самое знаменитое изобретение Маклафлина – начавшийся с использования Маклафлином в западной музыке индийских мотивов жанр world music, который в последние десятилетия приобрел бешеную популярность. Сегодня в каждом музыкальном магазине или сайте есть раздел с этим названием. Впрочем, как каждый великий музыкант, Джон каждые десять лет меняет свои жанровые привязанности. Да и не подозревал он, что его «индийские» композиции породят целое направление – ведь даже не он придумал название world music, он просто стал пионером, предтечей этого направления.

Львовский концерт

Слишком часто личный опыт знакомства с великими разочаровывает. Не в последнюю очередь это касается джазменов, часть которых по 20-30 лет умудряется исполнять свои пьесы в неизменном виде. Поэтому во Львовский парк культуры 2 июня я шел с опаской. Тем более что на сей раз «Альфа-банк» посадил меня совсем близко – во второй ряд посерединке, и сцена начиналась буквально в пяти метрах от меня. Первые ряды посерединке всегда были моими самыми любимыми местами в любом концертном зале, потому что можно слышать натуральный, не искаженным усилителями звук многих инструментов, и видеть лица музыкантов.

 

«На разогрев» переполненному залу спела на минуточку Кассандра Уилсон – знаменитая вокалистка из США. Наконец, во втором отделении на сцене появился ансамбль «Четвертое измерение» (4th Dimension), с которым в последние годы выступает Маклафлин.

 

 

 

Уже после первых звуков стало ясно, что я боялся зря. Тем более что каждый член 4th Dimension  – не подмастерье, а сложившийся выдающийся музыкант. Пианист Гарри Хазбенд не только выделывал потрясающие пассажи на рояле, но и периодически пересаживался за ударную установку и «помогал» барабанщику индийского происхождения Ранджиду Бейроту, который великолепно оттенял игру коллег. Ну а бас-гитарист Этьен М’Баппе родом из Африки вообще играл на своем инструменте так, как будто это соло-гитара. Казалось, что струны перебирает робот, настолько быстро он играл. Причем это было здорово. Забавна его манера надевать на время игры специальные перчатки. Я думал, что африканец испугался холода, но потом узнал, что он их надевает всегда.

Но еще больше поразил сам Маклафлин. Он играл с такой скоростью, как будто ему 30. 70-летний гитарист оказался импозантным вполне благообразным классическим англичанином с седой гривой и внушительной внешностью, вполне соответствующим его роли в музыке.

 

Как читатель, возможно, запомнил из моего прошлогоднего репортажа с первого фестиваля AlfaJazzFest http://news.tut.by/culture/231038.html , главное, что отличает великих лидеров музыкальных групп от хороших – умение слушать коллег. Тогда я писал о Роне Картере. Но в полной мере это относится и к Маклафлину, который тоже чутко давал каждому музыканту высказаться и часто передавал право соло своим коллегам.

В общем, кайф поимел.

Что еще

Всего за три дня фестиваля выступили десятки музыкантов, причем некоторые –  а площадях города. В очередной раз послушал игру Аркадия Шилклопера и его группы на площади Рынок – и снова не прогадал: это, как всегда, было совершенно гениально, заразительно и талантливо. Сам Шилклопер играл то на валторне, то на флюгельгорне (или корнете?), то на длиннющей четырехметровой дудке, которую сам придумал и сконструировал.

Но главное – что эта музыка дразнила и взывала. Коллектив Шилклопера – один из немногих, кто умеет увлечь слушателя. Не ты пытаешься постичь музыкальные вершины, а сама музыка проникает в тебя без разрешения. Порой это достигается играми со слушателем, порой – маскарадными приемами и смешным талантливым вокалом Аркадия Кириченко, с которым, по словам Шилклопера, они играют с 10-летнего возраста.

 

Кроме Маклафлина, Шилклопера и Кассандры Уилсон, в AlfaJazzFest приняли участие такие всемирно известные музыканты, как Ришар Бона, Гино Ванелли, Кенни Гарретт, Джон Патитуччи и другие. Выступала на фестивале и наша любимая и уважаемая белорусская группа Apple Tea.

Благодарность и информация

Эту мою поездку, как и предыдущую, как и весь фестиваль, устроил минский «Альфа-Банк», которому я премного благодарен. Спасибо всем работникам «Альфа-Банка», организовавшим поездку и наше пребывание во Львове! Спасибо Дмитрию Ваганову за поддержку! Отдельное спасибо за места во втором ряду на все концерты 2012 года.

Специально для тех, кто еще не VIP-клиент «Альфа-Банка»: билеты на концерты фестиваля свободно продаются через интернет на сайте фестиваля http://ru.alfajazzfest.com/. Беспокоиться нужно уже в апреле, поскольку 4 мая на моих глазах в интернете были раскуплены последние билеты на концерт Маклафлина.

И еще одна подсказка для тех, кто не может себе позволить заплатить 60 долларов за каждый концерт: сцена и зал находятся на открытом воздухе, и все платные концерты прекрасно слышны из городского Парка культуры и отдыха, в котором находится сцена. Кроме того, многие отличные концерты (например, Шилклопер) были бесплатными и игрались прямо на площадях на специально выстроенных для этой цели сценах. Прямо на мостовой стояли ряды стульев.

Последняя подсказка: музыки Маклафлина немало на YouTube.

Фото представлены Альфа-Банком (Украина), сделаны мной (там, где плохое качество :) ) или взяты из интернета.

 

Предлагаю вашему вниманию еще видео.

Дуэт Маклафлина и М’Баппе:

[flashvideo filename=»http://zisser.by/files/2012/06/VIDEO0054.flv» /]

Соло двух барабанщиков:

[flashvideo filename=»http://zisser.by/files/2012/06/VIDEO0055.flv» /]

Финал и зал:

[flashvideo filename=»http://zisser.by/files/2012/06/VIDEO0056.flv» /]

 



Оставить комментарий